Директор Координационного комитета выступила перед участниками Всероссийского проекта «Школа общественного контроля».
Теме ответственности участников такой формы взаимодействия государства и общества, как общественный контроль, посвятила выступление первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Любовь Глебова перед студентами – слушателями Всероссийского проекта «Школа общественного контроля», стартовавшего 19 мая 2025 года на площадке Общественной палаты России.
«Общественный контроль – это не столько большие права, но и огромная ответственность за то, чтобы в основании любого действия в рамках общественного контроля лежали реальные потребности человека», – подчеркнула спикер, отметив необходимость неравнодушия со стороны тех, кто берет на себя функции общественного контроля.
Напутствуя молодых людей, Любовь Глебова указала на важность не только выявления проблемы, но самоконтроля: «Что я могу сделать для того, чтобы такой проблемы не было?» или «Как с этой небольшой задачей государство могло бы справиться именно с моим участием?» Необходимо, чтобы люди были небезразличны к развитию государства, ощущали ответственность не только за происходящее в своей жизни, за развитие себя как профессионала, как личности, как индивидуальности, но и за то, что происходит в сегменте общественного блага, общественного развития, общественной деятельности.
«Собственно, люди не просто являются частью государства, люди это и есть государство – никакие другие составные части внутри нашей государственной политики как основные не рассматриваются», – напомнила сенатор Российской Федерации.
В связи с этим она обратила внимание на то, что не только наличие общественных организаций, но и их место в системе развития государства, характер взаимодействия с ним являются очень важными: «Мало того, что есть активные люди, они могут выйти и рассказать всем, как надо жить, – важно построить отношения государственных и общественных институтов так, чтобы каждый занимался своим делом и чтобы все были полезны друг другу. И в этой части наше государство делает достаточное количество шагов для того, чтобы общественные институты в виде некоммерческих организаций, общественно-государственных формирований, граждан с активной позицией, а также профессиональных сообществ вне рамок профессиональной деятельности работали совместно и не только проявляли активность в тех делах, которые им "заказывают" государственные институты, но чтобы общественным организациям принадлежала инициатива».
Общественно-государственный характер государственной политики современной Российской Федерации заключается в том, что граждане на местах лучше знают, в каком месте необходимо проявить активность, какие люди более интересны для того места, где ты живёшь, какое дело лучше сделать в этот момент. А у государственных институтов есть задача поддержать те активности, которые рождаются в общественных институтах.
Отметив, что отдельное место в развитии гражданских институтов занимает институт общественного контроля, Любовь Глебова указала на тонкую грань между профессиональным либо государственным контролем и надзором общественности за тем, насколько приемлемо то, что делает государство гражданам. «Надо быть очень осторожным и не переводить общественный контроль в ещё одну форму государственного надзора и контроля», – констатировала она.
При этом контроль является далеко не единственной функцией активности общественных институтов в государственной политике. «Важно, чтобы вы не только получали профессиональные знания, формировали навыки и умения, которые нужны вам в профессии, но также проявились в тех активностях, которые связаны с вашей жизненной позицией и определяются вашим личным интересом, сформированным по принципу "потому что я не могу этого не делать, потому что я хочу это делать, и потому что я на самом деле и есть ответственный за все, что происходит"», – резюмировала спикер.
Заявки на участие в «Школы общественного контроля» поступили из 77 российских вузов, представляющих 44 субъекта страны. Более 520 студентов выразили желание принять участие в школе. Программа состоит из теоретического и практического модулей и будет работать в междисциплинарном формате. Цель проекта – подготовка кадрового резерва для системы общественного контроля в Российской Федерации.